Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-технические условия

Условия осуществления образовательного процесса

В Детском саду «Сказка» № 98 петрозаводского городского округа созданы оптимальные материально-технические условия для пребывания воспитанников и реализации образовательного процесса.

Все элементы образовательной среды дошкольного учреждения связанны между собой по содержанию, масштабу и художественно – эстетическому  решению.

В ДОУ имеется:

- кабинет заведующего;

- медицинский блок;

- психолого-педагогический блок;

- музыкальный зал;

-  спортивный  зал;

- групповые помещения с учетом возрастных особенностей воспитанников;

- помещения, обеспечивающие быт (прачечная, пищеблок);

- прогулочные площадки

- спортивная площадка

Кабинеты оснащены:

- техническими средствами;

-комплектом офисной мебели;

- учебно - методическим комплексом.

Для продуктивной и творческой деятельности воспитанников и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействовано  24 единицы технического средства обучения:

Ø Телевизоры – 2;

Ø DVD плеер – 3;

Ø музыкальный центр – 7;

Ø компьютеры - 4;

Ø ноутбук- 3;

Ø принтер-сканер-копир  -4;

Ø ксерокс-1

Территория огорожена, ухожена. В достаточном количестве зеленые насаждения, разбиты цветники.. На территории детского сада расположена спортивная площадка, оборудована площадка ПДД.

В ДОУ функционирует 6 групп. Каждая группа имеет свое материально-техническое обеспечение:

- помещения (раздевальная, групповая, спальня, туалетная, моечная);

- прогулочная площадка (малые игровые формы, песочницы);

- предметно-развивающую среду (материалы и оборудование для образовательного процесса).

Групповые помещения оборудованы современной мебелью. В каждой  возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности,  санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В ДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников, для их полноценного физического развития. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные признаки. Детская мебель в группах подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.

В группе раннего возраста (от 2-3 лет) выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорике с разнообразным  материалом, есть центр песка и воды.

В группе так же имеются:

Ø дидактические игрушки для сенсорного развития детей, а так же для развития мелкой моторики (пазлы, мозаики, пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, шнуровки);

Ø игровой материал для сюжетных игр (куклы, одежда для кукол, игровая мебель, строительный материал, машины, персонажи кукольных театров, уголок «ряженья», животные разных размеров и пр.);

Ø материал для музыкальных развлечений: магнитофон, барабаны, бубны, дудки, музыкальные молотки, погремушки;

Ø мягкий модуль;

Ø дидактический материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики руки, сюжетных игр;

 

Ø материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, столы для работы с различными материалами, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, мольберт и т.д.);

Ø игрушки для организации игр на прогулке;

В помещении отведено место для совместных игр детей, место для совместной образовательной деятельности, оформление соответствует возрастным требованиям и реализуемой программе.

Содержание предметно - развивающей среды дошкольных групп (с 3-7 лет) отражает освоение воспитанниками образовательных областей знаний:

Ø Центры игры (социализация, коммуникация);

Ø Физкультурно - оздоровительный центры (физическая культура, здоровье, безопасность);

Ø  Центры науки (познание, труд);

Ø Центры строительства (познание);

Ø Центры математики (познание);

Ø Центры развития речи (коммуникация);

Ø Центры книги (чтение художественной литературы, коммуникация);

Ø Центры музыки (музыка);

Ø Центры искусства (художественное творчество).

Каждый центр оснащен необходимой мебелью, оборудованием и специальными пособиями ( «Сложи узор», рабочие тетради по разделам программы, дидактические игры и т.д.) в соответствии с образовательной программой и возрастом воспитанников.

Для прослушивания детских музыкальных произведений, сказок в группах имеются проигрыватели CD дисков и аудиокассет.

С целью экологического воспитания в каждой группе есть уголки природы с различными комнатными растениями, собраны коллекции гербариев, муляжи овощей, фруктов, грибов, фигурки диких и домашних животных, насекомых; картины о природе, о ее богатствах и другие дидактические пособия.

Каждая группа имеет свой мини - кабинет, содержащий дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности.

В целях художественно - эстетического развития в группах оборудованы уголки изодеятельности, в которых находятся столы, различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, ножницы, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества,  природный и  бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Детские работы используются в оформлении интерьера детского сада.

Для конструирования в группа собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки.

В группах также имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы и т.д.

Кроме этого собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой: карта мира, глобус, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и др.

Содержание речевых уголков соответствует возрастным особенностям детей. Воспитатели накопили богатый дидактический  и методический материал, необходимы для организации различных видов  деятельности детей.

Для развития игровой деятельности во всех группах развернуты уголки для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Театр», «Ателье», «АЗС», «Кафе», «Салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Супермаркет», «ОБЖ», «Автомастерская», «Мини-лаборатория», «Юный строитель»,  «Служба спасения», «Уголок будущего первоклассника», «Зоопарк», «В деревне у бабушки, дедушки»,  и т.д. 

В группах имеются  наглядные пособия по всем разделам математики, мелкий раздаточный материал, условные мерки, геометрические тела и фигуры,  емкости для измерения жидких и сыпучих тел, большое количество дидактических и развивающих игры по счету, по развитию логического мышления.

В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.  В каждой возрастной группе отведены специальные места для театрализованной деятельности.  Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.).  Имеются разнообразные виды театров (би-бо-бо, теневой, настольный, пальчиковый и пр.). Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.

В методическом кабинете сформированы: медиатека, каталог методической литературы и дидактических игр; имеется выход в сеть Интернет (модем). В помещении ДОУ расположены тематические информационные стенды. В кабинете имеется:  наглядный материал, пособия для проведения всех видов образовательной деятельности, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов для детей. 

 

В музыкальном зале раскрываются творческие способности детей, происходит формирование эмоциональной сферы и развитие музыкально-эстетического сознания дошкольников. Музыкальный зал оборудован:

Ø  музыкальным центром (1);

Ø    фортепиано;

Ø   детскими музыкальными инструментами (бубны, погремушки, металлофоны, ксилофоны, маракасы, барабаны, ложки, трещотки и т.д);

Ø  музыкально - дидактическими играми и пособиями;

Ø   фонотекой.

Для реализации физкультурно-оздоровительного направления деятельности ДОУ имеется:

Ø     спортивное оборудование и инвентарь для организации двигательной активности детей в спортивном зале и на участке (мячи, обручи, скакалки, дуги, маты и т.п.), а также, мягкие модули, гимнастические скамейки, картотека физических занятий. Комплексов утренней гимнастики  и подвижных игр, физкультурных досугов и праздников.