Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-технические условия
Условия осуществления образовательного процесса
В Детском саду «Сказка» № 98 петрозаводского городского округа созданы оптимальные материально-технические условия для пребывания воспитанников и реализации образовательного процесса.
Все элементы образовательной среды дошкольного учреждения связанны между собой по содержанию, масштабу и художественно – эстетическому решению.
В ДОУ имеется:
- кабинет заведующего;
- медицинский блок;
- психолого-педагогический блок;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- помещения, обеспечивающие быт (прачечная, пищеблок);
- прогулочные площадки
- спортивная площадка
Кабинеты оснащены:
- техническими средствами;
-комплектом офисной мебели;
- учебно - методическим комплексом.
Для продуктивной и творческой деятельности воспитанников и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействовано 24 единицы технического средства обучения:
Ø Телевизоры – 2;
Ø DVD плеер – 3;
Ø музыкальный центр – 7;
Ø компьютеры - 4;
Ø ноутбук- 3;
Ø принтер-сканер-копир -4;
Ø ксерокс-1
Территория огорожена, ухожена. В достаточном количестве зеленые насаждения, разбиты цветники.. На территории детского сада расположена спортивная площадка, оборудована площадка ПДД.
В ДОУ функционирует 6 групп. Каждая группа имеет свое материально-техническое обеспечение:
- помещения (раздевальная, групповая, спальня, туалетная, моечная);
- прогулочная площадка (малые игровые формы, песочницы);
- предметно-развивающую среду (материалы и оборудование для образовательного процесса).
Групповые помещения оборудованы современной мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В ДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников, для их полноценного физического развития. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные признаки. Детская мебель в группах подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
В группе раннего возраста (от 2-3 лет) выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорике с разнообразным материалом, есть центр песка и воды.
В группе так же имеются:
Ø дидактические игрушки для сенсорного развития детей, а так же для развития мелкой моторики (пазлы, мозаики, пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, шнуровки);
Ø игровой материал для сюжетных игр (куклы, одежда для кукол, игровая мебель, строительный материал, машины, персонажи кукольных театров, уголок «ряженья», животные разных размеров и пр.);
Ø материал для музыкальных развлечений: магнитофон, барабаны, бубны, дудки, музыкальные молотки, погремушки;
Ø мягкий модуль;
Ø дидактический материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики руки, сюжетных игр;
Ø материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, столы для работы с различными материалами, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, мольберт и т.д.);
Ø игрушки для организации игр на прогулке;
В помещении отведено место для совместных игр детей, место для совместной образовательной деятельности, оформление соответствует возрастным требованиям и реализуемой программе.
Содержание предметно - развивающей среды дошкольных групп (с 3-7 лет) отражает освоение воспитанниками образовательных областей знаний:
Ø Центры игры (социализация, коммуникация);
Ø Физкультурно - оздоровительный центры (физическая культура, здоровье, безопасность);
Ø Центры науки (познание, труд);
Ø Центры строительства (познание);
Ø Центры математики (познание);
Ø Центры развития речи (коммуникация);
Ø Центры книги (чтение художественной литературы, коммуникация);
Ø Центры музыки (музыка);
Ø Центры искусства (художественное творчество).
Каждый центр оснащен необходимой мебелью, оборудованием и специальными пособиями ( «Сложи узор», рабочие тетради по разделам программы, дидактические игры и т.д.) в соответствии с образовательной программой и возрастом воспитанников.
Для прослушивания детских музыкальных произведений, сказок в группах имеются проигрыватели CD дисков и аудиокассет.
С целью экологического воспитания в каждой группе есть уголки природы с различными комнатными растениями, собраны коллекции гербариев, муляжи овощей, фруктов, грибов, фигурки диких и домашних животных, насекомых; картины о природе, о ее богатствах и другие дидактические пособия.
Каждая группа имеет свой мини - кабинет, содержащий дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности.
В целях художественно - эстетического развития в группах оборудованы уголки изодеятельности, в которых находятся столы, различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, ножницы, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, природный и бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Детские работы используются в оформлении интерьера детского сада.
Для конструирования в группа собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки.
В группах также имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы и т.д.
Кроме этого собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой: карта мира, глобус, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и др.
Содержание речевых уголков соответствует возрастным особенностям детей. Воспитатели накопили богатый дидактический и методический материал, необходимы для организации различных видов деятельности детей.
Для развития игровой деятельности во всех группах развернуты уголки для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Театр», «Ателье», «АЗС», «Кафе», «Салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Супермаркет», «ОБЖ», «Автомастерская», «Мини-лаборатория», «Юный строитель», «Служба спасения», «Уголок будущего первоклассника», «Зоопарк», «В деревне у бабушки, дедушки», и т.д.
В группах имеются наглядные пособия по всем разделам математики, мелкий раздаточный материал, условные мерки, геометрические тела и фигуры, емкости для измерения жидких и сыпучих тел, большое количество дидактических и развивающих игры по счету, по развитию логического мышления.
В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей. В каждой возрастной группе отведены специальные места для театрализованной деятельности. Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.). Имеются разнообразные виды театров (би-бо-бо, теневой, настольный, пальчиковый и пр.). Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.
В методическом кабинете сформированы: медиатека, каталог методической литературы и дидактических игр; имеется выход в сеть Интернет (модем). В помещении ДОУ расположены тематические информационные стенды. В кабинете имеется: наглядный материал, пособия для проведения всех видов образовательной деятельности, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов для детей.
В музыкальном зале раскрываются творческие способности детей, происходит формирование эмоциональной сферы и развитие музыкально-эстетического сознания дошкольников. Музыкальный зал оборудован:
Ø музыкальным центром (1);
Ø фортепиано;
Ø детскими музыкальными инструментами (бубны, погремушки, металлофоны, ксилофоны, маракасы, барабаны, ложки, трещотки и т.д);
Ø музыкально - дидактическими играми и пособиями;
Ø фонотекой.
Для реализации физкультурно-оздоровительного направления деятельности ДОУ имеется:
Ø спортивное оборудование и инвентарь для организации двигательной активности детей в спортивном зале и на участке (мячи, обручи, скакалки, дуги, маты и т.п.), а также, мягкие модули, гимнастические скамейки, картотека физических занятий. Комплексов утренней гимнастики и подвижных игр, физкультурных досугов и праздников.